Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 23:27

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации родителям "Роль семьи в развитии речи ребенка" как заниматься с ребенком дома.

А) Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек.

При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

(Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т.д.

Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т.д.

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.)

Б) Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения), и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

1. Начните с артикуляционной гимнастики. Звукопроизношение – это сложный процесс, в котором участвует целая система органов артикуляции. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, язык, подъязычная уздечка, губы, щеки, мягкое небо должны быть подвижными, упругими и сильными. В этом вам помогут специальные упражнения. Артикуляционная гимнастика – это труд. Далеко не каждый ребенок, которому необходимо выполнение упражнений, будет делать это с большим энтузиазмом. Для того чтобы заинтересовать малыша и сделать процесс увлекательнее, логопеды рекомендуют использовать картинный материал, который является зрительной опорой и лучше помогает детям представить тонкие движения языка. Для каждого упражнения придумывается название (по аналогии с выполняемым артикуляционным действием) и подбирается картинка, с помощью которой это упражнение обыгрывается. Можно делать это в стихотворной форме, таким образом, превращая занятие в игру. Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

• Упражнение «окошко»: улыбнуться, широко открыть рот, подержать его открытым 5-10 секунд (язык спокойно лежит на дне ротовой полости).

 • Упражнение «лягушка»: улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы, удерживать улыбку под счет от 5 до 10 (прикус должен быть естественным). • Упражнение «слоник»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их в таком положении под счет от 5 до 10 (рот не отрывать, зубы сомкнуты).

 • Под счет чередовать упражнения «лягушка» - «слоник».

 • Упражнение «блинчик»: улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать его в таком положении 5-10 секунд (следить, чтобы губы не натягивались на зубы и были расслаблены).

 • Упражнение «часики»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка под счет перемещать из одного угла рта в другой (челюсть остается неподвижной).

 Гимнастику следует выполнять перед зеркалом ежедневно по 5-10 минут. Каждое упражнение - по 4-6 раз под счет от 5 до 10. Время выполнения упражнения увеличивайте постепенно. За один раз берите не больше 4х упражнений, добавляйте новое, только когда хорошо получаются старые упражнения.

2. Для правильной, плавной речи также немаловажным является дыхание и речевой выдох. Перед выполнением артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять одно-два упражнения для развития речевого дыхания. Достаточно 3-5 повторений. Не забывайте, что многократные повторения упражнений могут вызвать головокружение. Вдох должен быть спокойный, а выдох длительным и плавным. Учитывая рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики, вы можете придумывать свои игровые приемы для развития речевого выдоха. Игровые упражнения могут быть такими:

• Упражнение «буря в стакане»: ребенок дует через трубочку, которая кладется посередине языка, так, чтобы вода в стакане забурлила. Дутье через трубочку способствует развитию концентрированной, направленной воздушной струи. Следите, чтобы щеки не раздувались, а губы были неподвижны.

• Упражнение «футбол»: скатайте комочек из ваты, на столе сделайте ворота из карандашей или кубиков. Нужно подуть на мячик из ваты так, чтобы он залетел в ворота. Следить, чтобы щеки не раздувались (можно придерживать их ладошками).

• Упражнение «задуй свечку»: подуть на горящую свечку. Выдох должен быть плавным, но в то же время довольно интенсивным.

3. Развивайте слуховое внимание. Пусть малыш учится находить источник звука в комнате («откуда позвонил колокольчик?»), различать на слух звучание различных музыкальных инструментов, шуршание круп в баночках. Начинайте с более контрастных звуков, постепенно, усложняя задание и предлагая 2-3 более близких звучания. Учитесь отхлопывать, отстукивать ритмические рисунки, также предлагая их в порядке усложнения. Вместе озвучивайте героев сказок, меняя высоту, тембр и громкость голоса. Учитесь различать близкие по звучанию слова (мишка-миска, ком-дом, коза-коса и т.д.).

4. Не забывайте, что ваша речь – это пример для подражания. Она должна быть понятной и доступной для ребенка. А собственная речь малыша будет правильно развиваться только в диалоге со взрослым. Вовлекайте ребенка в разговор, обсуждайте с ним предметы и явления окружающей действительности, помогайте ему задавать вопросы (из чего сделан предмет? какой он по цвету, форме? какой на вкус этот фрукт или овощ? и т.д.) и отвечать на них. Знакомьте с характерными особенностями времен года, частей суток. Расширяйте представления о растениях и животных. Поддерживайте словотворчество ребенка, помогая ему и направляя его в нужное русло. Рассматривайте картины, книги, учите наизусть потешки и небольшие стихотворения. Задавайте вопросы после прочтения сказок и рассказов. Пересказывайте с помощью наводящих вопросов небольшие отрывки.

Занимаясь с ребенком дома, учитываете его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память).

Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно, не занимайтесь долго. Когда почувствуете, что ребенок устал, прекратите занятия или перейдите к другой теме. Время от времени повторяйте пройденные темы.

Не стоит ругать ребенка при неудачах, Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии Стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными творческими заданиями.

Любите ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него невозможного. Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с самим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка. Вот несколько способов одобрения:

(Молодец! Правильно;  У тебя хорошо получается! Ты сегодня хорошо потрудился! Я знал, что ты справишься!  Я не смог бы сделать лучше!)

 Нужно помнить, что положительный результат работы будет виден только при систематических занятиях. Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша. Будьте терпеливы и спокойны, и тогда у вас все обязательно получится!

Удачи! 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024