Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 04:24

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

Проблема формирования сенсорных эталонов детей с проблемами в развитии в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие ученые как, Е. З. Безрукова, В. В. Богусловский, Б. Н. Блехер, А. А. Венгер, А. В. Запорожец, Б. Н. Блехер, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель и др. Эта проблема остается актуальной и в современной специальной дошкольной педагогике. Знание системы сенсорных эталонов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. (1.)

Эталонная система включает в себя основные цвета спектра, пять форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), три величины. Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах (Пилюгина И. Г.). Исследования показывают, что дети сначала выполняют выбор по форме, потом по величине, потом по цвету. Овладение эталонами осуществляется в продуктивных видах деятельности (Мухина В. С.).

Эталонами формы, - отмечает Венгер Л. А., - служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. Плоскостные фигуры являются более обобщёнными по сравнению с объёмными. Они отображают наиболее существенную часть для восприятия формы предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объёмных и плоскостных предметов. Так круг, например, выражает особенности формы мяча и тарелки. Это даёт основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Выделение наряду с ними объёмных фигур может вызвать лишь дополнительные трудности. Ознакомление детей с эталонами формы является частью сенсорного воспитания ребёнка.

В новых условиях развития общества, от умения правильно организовать чувственное и рациональное познание на разных возрастных периодах зависит дальнейшее полноценное развитие. Для детей с недостатками интеллекта  и двигательными нарушениями характерно большое отставание в сроках сенсорного развития, из-за замедленного темпа развития всего дошкольного периода, что приводит к трудностям в обучении в школе. Поэтому именно сенсорное развитие является чрезвычайно важной проблемой воспитания и образования.

Сенсорное воспитание – это совершенствование ощущений, восприятий, представлений, которые играют роль в непосредственном чувственном познании действительности (Венгер Л.А., Виноградова А.Д., Поддъяков Н.П.). «Сенсорное воспитание имеет своей целью развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, для формирования у него высших корковых функций, что является необходимой предпосылкой для успешного обучения в школе».

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развития у человека сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления (Люблинская А.А., Матюхина М.В.). Содержание и методы сенсорного воспитания в дошкольной педагогике опирается на выше указанные процессы.

Таким образом, предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость, мягкость и т.д. звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Отсюда следует, что чувственное восприятие окружающего составляет основу представления. Характер этих представлений их точность, отчетливость, полнота зависит от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности.

Окружающая действительность воздействует на наши органы чувств (ухо, глаз, окончания чувственных порогов в коже и т.д.), вызывает ощущения.

Например, по мнению А.А. Люблинской, ощущение – это отражение в мозгу свойств материальной действительности, непосредственно действующих на анализаторы» (8, 135с).

Следовательно, ощущение сигнализирует нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. И это дает человеку ориентироваться в окружающих условиях и контролировать свои действия.

«Различные виды ощущений, отмечает С. Я. Рубинштейн,- результат воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Существуют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные ощущения. Двигательные ощущения являются отражением положения наших конечностей, их движения и степени прилагаемого пи этом усилия(11, 56-57с).

На основе ощущений возникает более сложный психический процесс- восприятие. Восприятие является отражением целостных предметов, обладающих рядом свойств. Восприятие отличается от ощущения тем, что в его состав входят не только впечатления, но и следы ранее пережитых действий. Чем больше ощущений, тем богаче восприятие (Виноградова А. Д. Рубинштейн С.Я.). С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки, поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на восприятие (3, 3с).

Как отмечает Венгер Л.А., при отсутствии специального сенсорного воспитания развитие восприятия происходит целиком в контексте практической деятельности ребенка, в связи с выделенными его практическими и познавательными задачами, причем необходимые перцептивные действия складываются стихийным путем.

Перцептивные действия (рассматривания, ощупывания, выслушивания) являются видом ориентировочных действий, при их помощи производится обследование предметов и явлений и построение образов, ориентирующих и регулирующих практическое поведение. В процессе обследования осуществляется как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый субъекту «язык». Таким «языком» в разных форматах перцептивных действий является системы выработанные обществом и усваиваемых каждым человеком сенсорных эталонов – общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Применение сенсорных эталонов в перцептивном действии происходит при помощи перцептивных операций – способов опробования имеющихся эталонов и их сочетаний, соотнесения с обследуемыми свойствами, установления соответствия или несоответствия этим свойствам (2, 11с).

Таким образом, развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируется в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами. В исследованиях Аванесовой В.Н., Поддъякова Н.П. отмечено, что развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления: ребенок 5-6 лет уже хорошо различает форму предметов, их величину, цвет и т. д.; ребенок воспринимает предметы поверхностно. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Сенсорное развитие - это еще совершенствование представлений. А точность представлений зависит от сохранности восприятия. Степанов А.А. «Представление - это вторичные образы, возникающие, когда предметы на органы не действуют».

Из всего выше сказанного, подчеркивается актуальность в дошкольной педагогике сенсорных процессов в развитии ребенка, как дальнейшего значения в познании окружающего. Тем самым, на основе сенсорного развития возникают сложные психические процессы, как память, воображение, мышление и т. д.

 

Список используемой литературы

1.Безрукова Е.З. Введение и изучение психологии умственно отсталого ребенка. Свердловск: Сверд. Гос. Пед.инс-т, 1975. - 74с.
 
2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.:Просвещение,1988.-144с.   
3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М. В.Матюхиной, Т.С. Михальчук. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
4. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена,1999. - 200с.
5.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов.-М.:Просвещение,1964.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 144с.
7. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971. - 415с.
8. Методическое письмо организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях специального назначения. - М.: Мин-во просвещения СССР,  1978. 
9. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 272с.
10. Пилюгина Э.Г., Венгер А.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. –М.:Просвещение, 1988.
11. Рубинштейн С.Я. Общая психология. - М.: Педагогика, 1973. - 423с.
12.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулина, Н.П. Поддъякова, Т.С. Комарова и др. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
#новостиВО
ГРИПП
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024