Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 19:45

ГБДОУ №19

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
2024
Меню сайта
Другое дело
Права ребенка
Здоровая Россия
Растим детей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности работы над развитием восприятия детей с проблемами в развитии

  Умственное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, в частности, с восприятием. Развитие восприятия — это основа для развития всей познавательной деятельности ребёнка. Особое значение оно приобретает для детей с проблемами в развитии.
            Предлагаем вам систему заданий на развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия дошкольников с проблемами в развитии:
 
Игры на развитие зрительного восприятия:
  •  Нахождение парных картинок
  • Складывание разрезных картинок
  •  Складывание кубиков с предметными изображениями
  •  Узнавание предметов в силуэтном и контурном изображении
  •  Узнавание целого по части.
  •  Игра: «Что пропало?»
  •  Игра «что изменилось?» - проводится аналогично, но игрушки не прячутся, а меняются местами; ребёнок определяет изменения.
  • Конструирование по образцу из палочек, плоскостного и объёмного материала
 Игра «Что пропало?»
            Цель: развитие зрительного внимания (расширение объёма и повышение концентрации внимания), развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, речевое развитие ребёнка (активизация словаря).
            Оборудование: 3-4 игрушки или предмета (в дальнейшем — картинки).
            Ход занятия: Игрушки рассматриваются, называются. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый прячет одну игрушку. Ребёнок называет, что пропало.
            По мере развития ребёнка количество игрушек увеличивается. А при хорошей динамике развития, прячется ни одна игрушка, а две. 
«Угадай, чего не стало»
            Цель: Учить детей называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
            Оборудование: карточки с геометрическими формами, экран, наборное полотно.
            Ход игры: Педагог выкладывает карточки и просит назвать эти формы. Затем просит закрыть глаза или накрывает листом бумаги (тканью), убирает 1 или 2 фигуры, открывает оставшиеся фигуры и спрашивает, какой формы нет. «Угадай, что я спрятала?» Ребенок называет. Игра проводится несколько раз. 

                   

Игры на развитие слухового восприятия:
-    «Где позвонил колокольчик?» - учить определять направление источника звука.
-        «Сделай как я» - ребёнок выполняет по образцу взрослого хлопки в заданном темпе (быстро или медленно) или воспроизводит хлопками заданный взрослым простой ритм. Умение воспроизводить темп или ритм можно упражнять и при подаче звука на любом музыкальном инструменте (бубен, барабан, ложки и др.).
-        Игра «Что прозвучало?»

 Цель: Развитие слухового внимания, слухового восприятия, памяти. Учить различать музыкальные инструменты, звучащие игрушки на слух.
Оборудование: несколько звучащих игрушек; ширма.
Ход занятия: Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребёнок на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Ребёнок должен назвать звучащий предмет.
   Сначала ребёнок различает далёкие по звучанию игрушки (колокольчик, бубен, барабан и др.), а по мере развития навыка — близкие по звучанию (различить звук нескольких колокольчиков разного размера или, например, нескольких «пищащих» игрушек). Постепенно количество узнаваемых предметов увеличивается.

Игры на развитие тактильного восприятия:
-        Обогащать тактильный опыт ребёнка, давая ему игрушки из различных материалов и различающиеся на ощупь.
-        Развитие осязания: различать и называть холодное, тёплое, горячее.
-        Обращать внимание на тактильные характеристики поверхности предметов: кошка — пушистая, а ёжик — колючий; этот предмет гладкий, а этот — шершавый; мягкий — твёрдый и др.
-    Учить узнавать предметы на ощупь. Например, игра «Чудесный мешочек».

                                                                                                                             Игра «Чудесный мешочек»            
      Цель: Развитие тактильного восприятия и гнозиса. Учить узнавать объёмные геометрические формы на ощупь.
      Оборудование: кубик, шарик, кирпичик; мешочек из ткани.
      Ход занятия: Ощупать и назвать шарик, кубик, кирпичик; положить их в мешочек. Взрослый говорит, какую форму необходимо найти Ребёнок находит на ощупь поочерёдно заданные формы, называет их самостоятельно. Аналогично проводится игра с любыми небольшими игрушками или предметами. Постепенно можно увеличить количество узнаваемых объектов по мере по мере развития данного навыка у ребёнка. Для большей заинтересованности ребёнка результатом своих действий можно усилить игровую мотивацию: задания даёт не взрослый, а любимая кукла и найденные в мешочке предметы используются в дальнейшей игре
«Почтовый ящик».
     Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить прорези и вкладыши, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
     Оборудование: почтовый ящик – пластмассовая коробка с прорезями разной сложности, объемные геометрические фигуры.
     Ход игры: Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, то есть определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерять фигуру в прорези, поворачивая нужной стороной. Одновременно просят назвать ту или иную форму.
     Для детей с проблемами в развитии очень важно развивать все виды восприятия, особенно (зрительное, слуховое, тактильное). Это позволяет успешно формировать необходимые знания и навыки. Например, ребёнок намного быстрее усвоит названия объёмных геометрических форм (шарик, кубик, кирпичик, брусок, конус, цилиндр) если одновременно опираться и на зрительное восприятие форм и на тренировку узнавания этих форм на ощупь.
      Необходимо опираться на все анализаторные системы (зрение, слух, движение, осязание) и при формировании такого сложного навыка, как счёт. Например, взрослый хлопает или ударяет в бубен, звонит в колокольчик один или два раза. Ребёнок считает количество звуков. Когда ребёнок  освоит задание, количество звуков увеличивается. Также можно упражнять ребёнка в счёте на ощупь в игре «Чудесный мешочек», когда ребёнок достаёт из него заданное количество (1, 2, 3) маленьких шариков или других мелких предметов.
      Таким образом, развитие восприятия важно и само по себе и для успешной коррекционно-развивающей работы в целом. 

 Список рекомендуемой литературы

1.Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалёва Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие.
- Спб.: КАРО, 2005. - 304с.
2.  Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников. - М.: Владос, 2001. - 219с.
3.  Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: игры и развитие восприятия
цвета, формы и величины у детей раннего возраста. –М.:Прсвещение,1996.-110с.
4. Пилюгина Э.Г., Павлова Л.Н. и др. Ранне детсво: познавательное развитие.
–М.: Просвещение, 2000.
5. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью\
Под ред.Баряевой А.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарин А.П., Соколовой Н.Д. –СПб.:
Союз,2003.-320с
.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
#новостиВО
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ
ЗНАНИЕ
ЭКОПОРТАЛ
Госуслуги
Санкт-Петербург
База знаний

Copyright MyCorp © 2024